Мозг человека воспринимает инструменты как временные части тела
В своей экспериментальной работе французские ученые отталкивались от предположения, что манера движений человека должна меняться сразу же, как только его мозг включает в схему тела какую-либо новую деталь. Как оказалось, на самом деле делает он это за считанные минуты.
Ученые предложили добровольцам управление механическим хватательным устройством, несколько расширившим зону доступа руки. Добровольцы должны были в течение нескольких минут упражняться с перемещением пластикового бруска, после чего авторы исследования предложили им проделать те же самые операции без использования "механической руки".
Ученые обнаружили, что после работы с механическим приспособлением люди сохраняли способность адекватно контролировать действия своей руки, однако хватательные движения с её помощью выполняли уже несколько иначе, чем до работы с механическим приспособлением. Так испытуемым было необходимо дополнительное время, чтобы правильно рассчитать движения руки, из-за чего движения ею они выполняли заметно медленнее, чем прежде.
"С самого зарождения концепции схемы тела ученые обсуждали идею ее пластичности, однако до последнего времени прямых доказательств тому, что мозг способен быстро менять свои представления о том, как работает механика тела, не было. Нам впервые удалось доказать, что это предположение, высказанное еще в начале прошлого века, действительно верно", - сказал Алессандро Фарне, ученый из Университета Клод Бернард, один из авторов статьи, слова которого приводит пресс-служба издательства Cell Press.
Еще один эксперимент заключался в том, что один из экспериментаторов прикасался к большому пальцу и локтевому сгибу подопечного, глаза которого были завязаны. После просьбы прикоснуться к этим участкам руки самостоятельно подопечные неизменно промахивались мимо целей, считая, что их рука длиннее, чем есть на самом деле.
"Мы считаем, что эта способность мозга адаптироваться и использовать посторонние предметы в качестве инструментов является фундаментальной основой умелого обращения с инструментами", - отметил Лусилла Кардинали (Lucilla Cardinali), ведущий автор публикации.