Как устранить дефицит врачей
По данным ВОЗ, в среднем в Европе число врачей на 10 тыс. населения составляет 36,0, в странах Восточной Европы – 33,2. Для примера: в Германии – 3,6; Польше – 22,4; Румынии – 19,0; средний показатель по странам СНГ – 37,2.
В Беларуси этот индикатор существенно превышает среднеевропейские нормы и рос на протяжении всего периода независимости: в 1990 г. на 10 тыс. белорусов приходилось 40,5 врачей, в 2000 г. – 44,5, а на конец 2008 г. – уже 49,8.
Растет и число студентов-медиков: только за последние три года их количество увеличилось на 26%, или на 1 тыс. человек. В 2009 году на учебу в медицинские вузы было принято на 570 абитуриентов больше, чем в 2008, всего студенческие билеты получили 3.709 человек, из них за счет средств республиканского бюджета – 2.730, по целевому направлению 531 и 979 человек на условиях оплаты.
В целях борьбы с кадровым дефицитом введено жесткое обязательное распределение, а с 2009 года решено для выпускников-целевиков увеличить срок отработки до 3 лет и при этом довести до 30% количество целевых мест от всего набора первокурсников. Более того: до сих пор Минздрав не отказывается от идеи увеличить срок отработки до 5 и даже 10 лет для целевиков и до трех лет – остальных выпускников.
Все эти меры, считают в Минздраве, позволят решить проблему дефицита кадров к 2013 году. Однако имеющиеся сведения вынуждают относиться к оптимизму Минздрава с некоторым скепсисом.
Во-первых, по сведениям министра здравоохранения Василия Жарко ежегодно из медицины по разным причинам уходит до 900 врачей. Во-вторых, все чаще выпускники-медики уезжают работать за рубеж. Они согласны платить государству огромные суммы (25 миллионов рублей за 6 лет обучения), чтобы делать карьеру за границей.
Министерство здравоохранения, предлагая свои рецепты лечения хронической кадровой недостаточности, обращается и к мировому опыту, консультируется с экспертами ВОЗ. Например, на протяжении всего 2009 года ситуацию в белорусском здравоохранении изучали представители Всемирной организации здравоохранения. Было проведено анкетирование 220 врачей первичного звена и 1700 пациентов. Состоялось несколько заседаний круглых столов на уровне экспертов. С белорусской стороны в них участвовали представители Минздрава, медицинских профсоюзов, преподаватели кафедры организации здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования.
Эксперты ВОЗ провели мониторинг ситуации. Первое, на что они обратили внимание, – в Беларуси только 10% врачей работает в первичном звене, т.е. в поликлиниках, где наблюдается самый высокий поток пациентов, но при этом работа считается не престижной из-за маленьких зарплат и больших нагрузок. В других странах это соотношение составляет 50 на 50. Второй момент – у нас неоправданно велико количество узких специалистов, наблюдается их дублирование в поликлиниках и стационарах.
Вывод: участковые врачи должны стать врачами общей практики или семейными врачами, как их называют в цивилизованных странах. Такой врач заменяет сразу и терапевта, и педиатра, и при этом наблюдает не одного пациента, а всю семью. (К слову, многие медицинские коммерчески центры предлагают сегодня услугу семейного врача, и у обеспеченных белорусов она весьма популярна). Такая схема позволяет сразу же сократить количество врачебных ставок в поликлиниках. Более того, позволяет меньшим количеством врачей добиться более качественного оказания медицинской помощи населению.
В этом плане весьма показателен опыт соседней Литвы. После распада СССР, а затем вступления Литвы в Евросоюз там тоже не хватало врачей, особенно в поликлиниках. Правительство приняло решение о переводе поликлиник на работу по принципу отдельных юридических лиц. Амбулатории стали частными клиниками, семейные врачи – частными семейными врачами, но пациенты при этом не платили за оказанную им медицинскую помощь, врачи вели бесплатные приемы. Но пациенты платили налоги, деньги шли в бюджет государства и распределялись по конкретным медицинским учреждениям, в том числе и частным врачебным кабинетам. И уже сами медики решали, как им потратить деньги: все сразу на зарплату или на новое оборудование. Они были заинтересованы, чтобы пациенты выбирали их кабинет, амбулаторию, потому что это давало дополнительное финансирование. И сегодня в Литве нет проблемы с медицинскими кадрами в небольших городах, поселках, а зарплаты медиков только в первичном звене составляют тысячу и даже полторы тысячи долларов.
В середине 1990-х годов в Беларуси обсуждался вопрос о том, чтобы в первичном звене работали не терапевты и узкие специалисты, а врачи общей практики. Но идея дальше обсуждения не пошла. Сейчас в сельской местности в качестве эксперимента работает 525 семейных врачей. Предлагается открыть кабинеты семейных врачей в новых поликлиниках микрорайонов больших городов.
Но маловероятно, что в ближайшее время переориентирование первичного звена выйдет за рамки эксперимента. Во-первых, врачей общей практики в Беларуси готовит только один из четырех университетов – Витебский медицинский университет, ежегодный выпуск составляет всего 30 человек. Переподготовку врачей проводит Белорусская медицинская академия последипломного образования, но этого все равно недостаточно.
Во-вторых, министерство здравоохранения, взяв курс на узкую специализацию в медицине, не хочет от нее отказываться. Сегодня чиновники здравоохранения, говоря о кадровом дефиците в системе, подчеркивают, что медицине не хватает именно узких специалистов – педиатров, психиатров, кардиологов, травматологов и т.д. В Беларуси принимаются меры для увеличения подготовки кадров именно по узким медицинским специальностям, они называются наиболее востребованными. Выходит, что, с одной стороны, мы приглашаем экспертов ВОЗ, а с другой – "идем своим путем" и не собираемся ничего менять в организации работы медицинской службы страны.
И, наконец, последнее. Сегодня не только Беларусь столкнулась с проблемой дефицита врачебных кадров. По данным Всемирной организации здравоохранения, дефицит медиков в мире составляет около 2 миллионов. Правительства даже таких развитых стран, как Норвегия, Великобритания, Испания, думают о том, как сделать доступной квалифицированную медицинскую помощь для всех граждан своих стран, и в первую очередь – тех, которые живут в отдаленных и малонаселенных районах. Эта проблема решается разными инструментами, но в первую очередь – оплатой труда.