Поиск:


05.02.2024

СО 2 ФЕВРАЛЯ ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН №308-З «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА

В Министерстве здравоохранения состоялась пресс-конференция «О вступлении в силу изменений в Закон о здравоохранении».

Министр здравоохранения Александр Ходжаев: «Президентом Беларуси поставлены задачи по обеспечению качества и доступности медицинской помощи населению, диспансеризации, которая позволяет выявлять заболевание на ранних этапах его развития, аккредитации учреждений здравоохранения, а также вопросов, которые касаются закрепления кадров на рабочих местах и повышения качества образовательного процесса».

Корректировка закона «О здравоохранении» была предложена Минздравом в 2022 году. Была учтена практика его применения, проведен системный анализ актуальных вызовов и тенденций.

Реализовать эти вопросы позволяет качественная нормативная правовая база. Для нас основным документом является закон о здравоохранении. Сегодня вступают в силу подзаконные нормативные правовые акты, которые позволят нам реализовать поставленные задачи.

Заместитель министра здравоохранения Юрий : «одно из значимых изменений – введение базовой и национальной аккредитации организаций здравоохранения. Если обязательная базовая аккредитация отвечает за безопасность услуг, то национальная – за их качество. Это определенный сертификат качества, который предполагает бонусы для клиники – к примеру, более высокий уровень специалистов и оборудования, увеличение стажировок».

Медицинская аккредитация, по сути, отвечает на вопрос, насколько безопасно или небезопасно оказывать помощь в том или ином учреждении здравоохранения. Согласно изменениям в закон, медицинская аккредитация преобразована в двухуровневую систему. В частности, речь идет о соответствии базовым критериям, которые становятся обязательными для всех государственных организаций здравоохранения Беларуси. Если учреждение не проходит по критериям базовой аккредитации, то, соответственно, прекращается выделение бюджетного финансирования на следующий финансовый год на оказание неаккредитованных видов медицинской помощи по соответствующим профилям заболеваний, состояниям, синдромам.

В законе появилось понятие – национальная аккредитация. Главное отличие этой процедуры заключается в ее добровольности. Если провести аналогию, то национальная аккредитация находится на ступеньку выше и отвечает на вопрос качества оказания медицинской помощи. В случае, когда предоставляется качественная помощь, учреждение может получить определенные бонусы. Например, более высокий уровень оборудования, количество стажировок, уровень направляемых в организацию специалистов и прочее. Проще говоря, если главный врач хочет развить организацию, он имеет право податься на национальную систему аккредитации и в случае ее прохождения получить дополнительные бонусы.

Свидетельство базовой аккредитации будет выдаваться сроком на три года. При неаккредитации недостатки, ставшие причиной для отказа в аккредитации, могут быть устранены в течение 6 месяцев.

Также, согласно изменениям в законе, право проводить медосмотры работающих граждан получили медсанчасти и клиники, имеющие ведомственную принадлежность к предприятиям и организациям. Равно как и при диспансеризации, это дает возможность увеличить доступность помощи и вероятность выявления заболевания на ранней стадии.

В частности, дано право осуществлять медосмотры сотрудников той или иной организации медико-санитарным частям, ведомственным организациям здравоохранения, принадлежащим крупным предприятиям. Медицинские пункты на предприятиях также наделяются правом на создание ВКК и участие в диспансеризации. Это хороший пример реализации профилактической направленности здравоохранения – такой подход увеличивает доступность оказания этого вида медицинской помощи. Кроме того, повысится вероятность выявления заболеваний на ранней стадии. Не секрет, что достаточно часто люди затягивают с визитом к врачу до последнего. Чем раньше человек обратится, тем легче выстраивать стратегию лечения.

Еще одна новелла – законодательно за счет республиканского бюджета разрешено закупать лекарства, которые не входят в Республиканский формуляр лекарственных средств. Но только в случае их доказанной эффективности, а решение о закупке будет принимать консилиум.

Речь идет об обеспечении за счет средств республиканского или местных бюджетов отдельных контингентов пациентов с онкологическими, орфанными и другими заболеваниям лекарственными средствами, не включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств. Создана надлежащая правовая основа для приобретения за счет бюджетных средств лекарственных препаратов, необходимых по жизненным показаниям для граждан Беларуси с доказанной неэффективностью или непереносимостью лексредств из формуляра.

В целом, это ощутимое улучшение лекарственного обеспечения населения. Однако, важно понимать, что при закупке препаратов прежде всего будет оцениваться их эффективность. Мы не будем делать этого бездумно. Реально будет оцениваться эффективность препарата, а также возможность его применения при той или иной патологии. Решение о закупке будет принимать консилиум.

Отметим, что Минздравом определен перечень заболеваний, при наличии которых за счет средств республиканского или местных бюджетов могут приобретаться лекарственные средства. К ним отнесены 66 различных недугов – от энтероколита до рассеянного склероза.

Заместитель министра Борис : «внимание в Законе уделено и вопросам качества медицинских изделий, приняты основные положения о понятии фальсифицированного или контрафактного медицинского изделия. В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) контроль за обращением медицинских изделий осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения медицинских изделий в рамках ЕАЭС, в порядке, установленном законодательством государств-членов».

До настоящего времени контроль за обращением медицинских изделий в нашей стране не велся ввиду отсутствия регулирования данного вопроса. С целью гармонизации законодательства ЕАЭС и формирования общего рынка в рамках ЕАЭС Законом даны определения – некачественным, контрафактным и фальсифицированным медизделиям. А статья 39 Закона о здравоохранении дополнена положениями, регламентирующими вопросы государственного контроля (надзора) за обращением медизделий.

Документом установлено, что государственный контроль за обращением медизделий осуществляется Государственным фармацевтическим надзором в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор». Решения об изъятии из обращения медизделия, возврате медизделия производителю (его уполномоченному представителю) либо уничтожении медизделия принимаются в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, Законом устанавливается перечень случаев, при которых медизделия запрещаются к ввозу, производству (изготовлению), реализации и медицинскому применению на территории нашей страны.

В целях выявления и предотвращения неблагоприятных инцидентов, связанных с применением медизделий Законом предусмотрено осуществление сбора, регистрации и анализа информации о таких событиях. Порядок их проведения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

В Беларуси урегулированы особенности подготовки врачей в клинической ординатуре – подготовка в клинической ординатуре будет осуществляться по специальностям терапевтического и хирургического профилей, в том числе по высоким технологиям в медицине.

Начальник главного управления организационно-кадровой работы и профессионального образования Минздрава Ольга Колюпанова: «высокие технологии, которые пришли в регионы, широкое развитие межрайонных центров, где оказывается высокотехнологичная помощь, привели к необходимости изменения подходов к клинической ординатуре. Ранее она использовалась как ступень повышения профессиональной подготовки по имеющейся специальности. На сегодняшний день первоочередная задача заключается в подготовке специалистов в контексте применения высоких технологий и изменению профиля медицинской специальности. Это делается для того, чтобы специалист, прошедший клиническую ординатуру, смог приехать на рабочее место и оказывать помощь на межрайонном уровне». Врачи-специалисты после подготовки в клинической ординатуре могут быть допущены к оказанию специализированной и высокотехнологичной медпомощи, а также изменить профиль своей специальности. При этом сохраняется роль клинической ординатуры в качестве повышения профессионального уровня по имеющейся специальности».

Ольга Колюпанова пояснила, что новации (в клинической ординатуре) связаны с тем, что 2 февраля вступил в силу Закон от 25 октября 2023 г. № 308-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения».

В Беларуси клиническая ординатура существует более 30 лет. Вместе с тем в последние годы Главой государства перед отраслью ставились задачи по усовершенствованию подготовки специалистов, особенно последипломной. Не секрет, что в регионы пришли высокие технологии, широкое развитие получили межрайонные медцентры. Поэтому клиническую ординатуру надо было кардинально менять.

Однако Ольга Колюпанова уточнила, что «заочная форма останется только для терапевтических специальностей. В хирургии – только очная подготовка. Кроме того, изменены подходы к стажировкам в клиниках. Если они проходят на базе республиканских научно-практических центров или в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента Беларуси, то стажеры получат должности врачей-ординаторов (по аналогии с врачами-интернами). Также им будут платить зарплату. Кроме того, осталась возможность подготовки (в клинической ординатуре) в медицинских университетах. Там обучающиеся получат стипендии с повышающим коэффициентом, чтобы суммы существенно не отличались от зарплат врачей-ординаторов».

Определены категории врачей-специалистов, имеющих преимущественное право на прием в клиническую ординатуру, а также на получение стипендии. Клиническим ординаторам, проходящим подготовку в очной форме, будет выплачиваться стипендия в размере, кратном наибольшей величине бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения за два последних квартала с применением коэффициента 4,0 (при подготовке по специальностям хирургического профиля) и 3,0 при подготовке по специальностям терапевтического профиля.

Важно, что увеличилось количество специальностей – теперь в клинической ординатуре будут готовить специалистов в области детских онкологии, неврологии и психиатрии.

Одновременно устанавливается обязательная отработка (не менее 5 лет) для лиц, прошедших подготовку в ординатуре за средства республиканского или местных бюджетов. В противном случае придется возместить в бюджет средства, затраченные на подготовку кадров (с применением коэффициента 2,5 к расчетной сумме, подлежащей возмещению).

Предусмотрены изменения для иностранных граждан. Теперь при подготовке зарубежных специалистов могут применяться интегрированные программы.

Интегрированная форма предусматривает по желанию иностранца, что часть срока подготовки будет проходить в Беларуси, а часть – у себя в стране, чтобы получить разносторонний опыт.

Также Ольга Колюпанова рассказала про особенности работы университетских клиник.

В Беларуси возможны два варианта организации университетских клиник — на базе государственного медуниверситета или госучреждения здравоохранения, что предусмотрено вступившим в силу законом «Об изменении законов по вопросам здравоохранения». Создание университетских клиник – новшество для нашей страны. Основная цель – создание эффективной системы практико-ориентированной подготовки медицинских специалистов.

Теперь университетская клиника может быть самостоятельным юридическим лицом, если это медучреждение коммунальной или республиканской формы собственности, куда входит и реализация образовательных программ.

Начальник главного управления организационно-кадровой работы и профессионального образования Минздрава Ольга Колюпанова, «второй вариант – университетская клиника как структурное подразделение медицинского университета. Показательный пример – Витебская стоматологическая клиника. Она успешно работает и медпомощь там оказывают специалисты из числа профессорско-преподавательского состава медуниверситета. Бесплатно. Пациенты с удовольствием туда идут».

Белорусы смогут отправлять биоматериалы для диагностики за границу. Как подчеркнул начальник юридического отдела Андрей Бобченок, «в Законе урегулирован вопрос направления за рубеж образцов биологических материалов граждан Республики Беларусь. Такая процедура проводится с целью диагностики, когда невозможно оказать необходимую медицинскую помощь в нашей стране. Данная задача возникает при необходимости выполнения пациентам специфических диагностических исследований, которые доступны только за пределами Беларуси».

Также часть первая статьи 18 Закона дополнена уточнением, исключающим пересадочный материал, полученный на основе клеток человека, которые подверглись существенным манипуляциям, из определения биомедицинских клеточных продуктов. Перечень манипуляций с клетками человека, не относящихся к существенным, установлен Министерством здравоохранения.

Пресс-служба Министерства здравоохранения

02.02.2024
Источник: https://minzdrav.gov.by/ru/sobytiya/so-2-fevralya-vstupil-v-silu-zakon-308-z-ob-izmenenii-zakonov-po-voprosam-zdravookhraneniya-ot-25-ok/