Донорство и трансфузиологическая помощь в Республике Беларусь
1. Краткая историческая справка.
В 2002 году Служба крови Республики Беларусь отметила свое 70-летие: в 1932 году был создан институт переливания крови, который приступил к организации донорства и заготовки крови. С 1957 года на смену платному донорству пришла новая форма организации донорства – донору, дающему кровь, не выплачивались деньги, но предоставлялись следующие льготы:
- оплаченные завтрак и обед в день кроводачи;
- оплаченные 2 дня освобождения от работы.
Инициаторами безвозмездного донорского движения в нашей республике выступили трудящиеся Гродненской области. 4 декабря 1957 года по призыву Гродненского областного комитета общества Красного Креста и областного управления здравоохранения на станцию переливания крови пришли 120 человек, преимущественно медицинские работники, которые впервые дали кровь безвозмездно.
К 1991 году число безвозмездных кроводач достигло 86% от общего количества (440537 кроводач). Данью безвозмездному донорству стала низкая доза кроводачи: в отличие от платных доноров, для которых обязательной была доза 400-450 мл, средняя доза безвозмездной кроводачи составляла 340 мл.
2. Государственная поддержка донорства.
С внедрением новых технологий заготовки и переработки донорской крови и соответствующей системы качественного контроля крови и ее компонентов стала очевидной необходимость совершенствования практики отбора доноров для обеспечения безопасности продуктов донорской крови.
Существенные изменения в организации донорства были достигнуты благодаря утверждению в 1995 году Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов». Государственная поддержка донорства в соответствии с Законом осуществляется на различных уровнях:
- 1-ый уровень – донору гарантируются безопасность при исполнении донорских функций и компенсации в случае нанесения ущерба его здоровью;
- 2-ой уровень – медицинские работники обеспечивают пропаганду, организацию донорства, несут ответственность за безопасность донора и продуктов донорской крови для больного;
- 3-й уровень – работодатели обязаны оказывать содействие учреждениям здравоохранения в привлечении работников в ряды доноров и беспрепятственно отпускать их для медосмотра и выполнения донорских функций, обеспечивать донорам установленные законом льготы, а также предоставлять бесплатно помещения для проведения выездных сессий с целью заготовки донорской крови;
- 4-ый уровень – органы государственной власти обеспечивают организацию донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое снабжение учреждений здравоохранения, которые осуществляют заготовку и переработку крови и плазмы, а также предоставление донору льгот, установленных законодательством Республики Беларусь;
- 5-ый уровень – Совет Министров Республики Беларусь определяет порядок обеспечения доноров бесплатным питанием в день дачи крови, условия и размер компенсации на питание, а также размер выплат платным донорам.
3. Структура службы крови.
В Республике Беларусь государственная форма здравоохранения позволила сохранить централизованное методическое управление всеми учреждениями службы крови (станции переливания крови (СПК), отделения переливания крови (ОПК) и кабинеты трансфузиологической помощи больниц (КТП), т.е. в стране функционирует оптимальная, рекомендованная Всемирной Организацией Здравоохранения, система службы крови.
Современная структура службы крови страны основана на централизации организационно-методического обеспечения и контроля при децентрализации административного подчинения ее учреждений. Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии» (ГУ «РНПЦГТ») осуществляет научные исследования в области трансфузионной медицины, разработку нормативной документации и обеспечивает организационно-методическое руководство всеми учреждениями службы крови, одновременно являясь базой для подготовки специалистов-трансфузиологов в Белорусской медицинской академии последипломног